sashabig: (500 америк)
[personal profile] sashabig
Жил да был Питер Байи. Был он каллиграфом, гравером и выполнял разные заказы по художественному оформлению, в том числе украшению торжественной процессии Морица Нассау при въезде в славный город Лейден. Лейден был в те дни особенным городом. Лейденский университет, как я уже упоминал раньше, был местом непростым, ведь там готовились важнейшие кадры для армии северных Нидерландов. Так вот, каким-то образом Питер Байи получил должность "носителя церемониального жезла" Лейденского университета, которую многие годы исполнял. А еще он был хорошим фехтовальщиком. Его трактат по рапире уже в наши дни нашли в библиотеке Морица Нассау.



Из трактата Питера Байи "Краткое наставление по одиночной рапире" начала XVII века.

Питера Байи взял помощником себе Людольф ван Кейлен, официальный мастер фехтования Лейденского университета.  И вроде все шло хорошо: Байи занимался каллиграфией и гравюрами, тренировал будущих офицеров и инженеров, получал выгодные заказы и даже нашел неплохих учителей-художников своему сыну. Но, как говорится в некоторых искусствоведческих книжках, "по не вполне понятной причине" в 1597 году он потерял свое место "носителя церемониального жезла" и переехал потом в Амстердам.



Немецкая гравюра. Фехтовальный зал по соседству с борделем.
Сплошной разврат со всех сторон.


А случилось вот что. Питер Байи любил развлечения, злачные места, а главное - охотно водил туда своих учеников. Этим он раздражал добрых протестантов города Лейдена, городские власти и руководство Лейденского университета. После того, как выяснилось, что он водил учеников в публичный дом и вообще портил нравы, Байи занялись всерьез и повыгоняли отовсюду. Его прежние заработки были тесно связаны с привилегированным положением - ему дали специальное разрешение расширить окна в доме и заниматься печатанием гравюр. У него были престижные должности, связи и время от времени - серьезные заказы. Он торговал гравюрами у входа в университет - хлебное место. Понятное дело, после всех этих историй он потерял не только пару "теплых местечек". Вот и пришлось ему переехать.

Его сын, Давид Байи, стал позднее довольно известным художником и среди прочего специализировался на так называемых "ванитас", миниатюрах на темы бренности и тщете всего сущего. Учиться он начал еще до переезда, когда дела у Питера Байи шли гораздо лучше. Возможно, эту тему он выбрал, потому что она была модной и прибыльной. А может быть, дело было в тех резких переменах в жизни его отца и всей семьи. Кстати, портрет Жирару Тибо писал именно Давид Байи. А еще, вероятно, сам Питер Байи повлиял на Жирара Тибо как фехтовальщик.



Давид Байи. Портрет Жирара Тибо.
תוצאת תמונה עבור ‪Pieter Bailly short demonstration‬‏

Давид Байи, автопортрет рядом с портретами его работы

Вот так борьба за нравственность наставила на путь истинный если не самого развратного рапириста, то по крайней мере его сына. А ведь в начале XVII века из помощника Людольфа ван Кейлена Байи мог стать главным мастером фехтования в Лейденском университете и самом Лейдене. Учил бы будущий цвет военно-инженерного дела, воспитывал бы офицеров, аристократов и городской патрициат. Вот так блистательная фехтовальная карьера рухнула, и пришлось ее начинать заново в Амстердаме. Где после 1604 года следы Питера Байи теряются. В наши же дни эта поучительная история могла бы закончиться вообще уголовным делом и публичным покаянием в ю-тубе. А поскольку "ванитас" нынче не в моде, надо еще выбрать себе денежную профессию. Кстати, гендерные штудии могли бы помочь Давиду Байи... Хм, а некоторые вещи не меняются. Вот совсем.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

sashabig: (Default)
sashabig

February 2018

S M T W T F S
     123
45678910
11 121314151617
18192021222324
25262728   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 11:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios