sashabig: (500 америк)
[personal profile] sashabig
Интересный вопрос

В одном из комментариев мне заметили, что непонятно, как из "этих очень условных рисунков возможно выудить хоть что-то напоминающее реальность". Вопрос непростой, да и тема интересная. Попробую изложить свое мнение насчет реконструкции старинного фехтования.

Если брать к примеру европейское фехтование на длинном мече, то и правда были авторы, которые считали всю эту школу архаичной, неэффективной, громоздкой и недоразвитой. Кастл очень неодобрительно отзывался о фехтовании в Средние века, пренебрежительно отзывался об известных ему учебниках (их он знал не то чтобы много) и не понимал ни как это фехтование работали, ни как оно изложено в методическом отношении. Слишком чуждым этот материал был классическому фехтованию и особенно данному викторианскому автору.



Кастл

Но у более поздних европейских реконструкторов было несколько способов справиться с такой проблемой. Во-первых, во многих случаях им просто повезло: осталась масса книг на тему, пусть эти книги почти никто не читал. Помимо трактатов с туманным текстом на старинных диалектах, которые без специальной подготовки непросто прочитать, и не очень качественной (или напрочь отсутствующей) картинкой, были книги высокого качества с прекрасными иллюстрациями и подробными объяснениями. Скажем, трактат Иоахима Мейера содержит очень ясные изображения техники боя на длинном мече (не только на нем, но тут он очень показателен), очень подробные изображения тела в динамике, с массой деталей. Опираясь на эти иллюстрации, кое-хто можно понять и в книгах с куда худшими рисунками.



Иоахим Мейер. Техника фехтования на длинном мече.

Другой хороший пример - разные рукописи Тальхоффера, где содержится разный набор оружия, несколько разные приемы и разные иллюстрации. В некоторых вариантах рукописи очень хорошо иллюстрированы, и на их примере можно понять, где и чего не хватает в других вариантах. А еще многое можно узнать о фехтовании из близких школ.


Тальхоффер. Техника длинного меча. 1467 г.

Сегодня считается, что сложная и интересная техника фехтования на длинном мече, в рамках которой использовались оба лезвия, сложная работа на оружие противника, хитрая смена стоек и позиций с учетом положения меча и тела обоих бойцов, возникла где-то в 1440-х. Учебник Тальхоффера - важное свидетельство этой своеобразной "эволюции". Если, например, посмотреть на куда более ранний "Flos duellatorum", тоже известный в нескольких вариантах, то школа фехтования на длинном мече там здорово отличается от тальхофферовской и других немецких школ более позднего времени. Это просто видно глазу. Видно по стойкам, положению конечностей, позиции меча.
תוצאת תמונה עבור ‪flos duellatorum‬‏

Flos Duellatorum, 1410




А вот манускрипт Филиппо Вади, 1480-е. Считается, что он продолжает традиции Flos Duellatorum, но в этом случае позиции руки напоминают приемы у Тальхоффера и Петера Данцига, где благодаря скручиванию рук и доработке ногами и корпусом удар наносится неожиданно другим лезвием.

Но есть и более занятный способ прояснить материал. Можно взять достаточно близкую по виду реплику исторического оружия и попробовать стойки, переходные стойки и удары из трактата. Многое станет понятно на личном опыте. Если есть опыт и понимание фехтования, можно даже сообразить, чего недостает технике, на какую ситуацию она рассчитана, что нужно изменить, чтобы она работала. Когда-то европейские реконструкторы начинали именно с этого.

Этот метод не так уж прост, в каких-то случаях секрет упорно не дается. Но если учесть, что европейцам все же удалось реконструировать ряд техник пятнадцатого века, не имея ни прямой линии передачи, ни всезнающих наставников - задача оказывается не такой уж безнадежной. Личный опыт ничем не заменить, ведь только на личном опыте становится понятно, как могла работать та или иная идея. Кстати говоря, некоторые техники и приемы изобретались не раз и не два в разных регионах мира. Это чем-то напоминает старую шутку про изобретение велосипеда. Но на самом деле определенные задачи и необходимость подстраиваться под них, определенные типы вообружения и наиболее эффективные способы их использования во многом диктуют и предопределяют развитие фехтовальных идей и техник.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

sashabig: (Default)
sashabig

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 12:07 am
Powered by Dreamwidth Studios